СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИЙ

Автор: namaz от 21-10-2018, 19:41, посмотрело: 675

0 Скачать файл: 2_statisticheskaja-teorija-vzaimodejstvij-i-preobrazovanij-sode.pdf [515,43 Kb] (cкачиваний: 51)
Посмотреть онлайн файл: 2_statisticheskaja-teorija-vzaimodejstvij-i-preobrazovanij-sode.pdf


1982                                                                                            2


СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИЙ[1]


Введение


Как известно, Аристотелева физика была опрокинута и поставлена на истинный путь развития Галилеем и его последователями еще в XVI веке. Однако, то же самое никак нельзя сказать  об его логике. Логика, как учение о законах и формах мышления, хотя и после Аристотеля тоже была усовершенствована и уточнена во многих моментах, но в основных частях все еще продолжает питаться через те корни, которые когда-то были посажены Аристотелем. Например, такой крупный философ Кант [1], который наверное был хорошо знаком с работами Бэкона, Декарта, Спинозы, Гоббса, Гессанди, Локка, Лейбница и др., по поводу этого учения писал: Замечательно, что логика до сих пор не могла также сделать ни одного шага вперед (после Аристотеля), и по-видимому, имеет совершенно замкнутый и законченный характер».

С другой стороны, имея в виду это же высказывание Канта, не менее крупный философ Гегель [2] несколько позже писал: «Но если со времени Аристотеля логика не подвергалась никаким изменениям, то мы отсюда должны сделать скорее тот вывод, что она тем больше нуждается в полной переработке, ибо двухтысячелетняя непрерывная работа духа должна была доставить более высокое сознание в своем мышлении».

Эту переработку в логике, о которой писал Гегель, нельзя считать совершенной до сих пор, хотя с этой целью было выполнено очень много работ, особенно по линии математизации мыслительных процессов. Мы здесь имеем в виду работы, написанные Декартом и Лейбницем еще до Гегеля, и работы Больцано, Булья, Джованса, Вина, Шредера, Порицкого и многих других, написанные после Гегеля. Впоследствии результаты этих исследований формировались как отдельное учение под названием «математическая логика». Однако, как об этом уже было упомянуто, и она не является ответом на тот вопрос, о котором писал Гегель, т.е. о необходимости полной переработки  логики Аристотеля. Математическая логика, наоборот, является усовершенствованием и уточнением логики Аристотеля. Сам Гегель вообще-то был не очень высокого мнения о возможностях одной только чистой математики для решения подобных задач. «Математика наука точная, потому что она наука тощая»,–сказал он как-то, при этом имея в виду бедность логического содержания суждений и непригодность использования в логике средств математизации.

Таким образом, задачу о полной переработке логики с целью разработки основ аналитической теории логики, поднятую как проблема исключительной важности еще Гегелем и Больцано, нельзя считать решенной до сих пор, хотя в ХХ веке были получены некоторые результаты, которые могли бы оказаться весьма полезными при решении этой задачи. Здесь имеются в виду успехи, достигнутые по линии таких учений, как кибернетика, теория автоматов и теория информации. Именно в рамках этих учений в наши дни ученые пытаются решить проблему мозга [3-5]. На наш взгляд, возможности этих теорий весьма ограничены для окончательного решения столь сложной задачи, хотя, с другой стороны, многие результаты, полученные в рамках этих учений, могут оказаться весьма полезными при разработке новой теории. В частности, заслугой этих учений является то, что мы уже в наши дни к понятию информации пытаемся относиться как к не менее важному понятию, чем понятие энергия. «Не энергия, а информация, наверное в XXI веке выйдет на первое место в мире научных и практических действенных понятий» – писали авторы работы [6]. Эти же авторы еще писали: «Непреходящее мировоззренческое значение имело установление принципиальной неполноты той картины действительности, которую рисовала наука XIX в. Последняя пользовалась в своей палитре такими основными «красками», как вещество, энергия, движение, пространство и время. Кибернетика показала, что в палитре не хватает еще одной краски. Этой краской является информация. Лишь добавление к вышеупомянутым общенаучным, либо философским категориям, понятия информации дает возможность построить целостную картину реальности».

При разработке новой программы, кроме вышеупомянутых учений, для нас значительным было влияние работ гениального А. Пуанкаре, особенно его небольшой статьи [7]. В этой работе Пуанкаре пытался понять механизм мышления с позиции молекулярно-кинетической теории газа. Математические факты он принял за аналоги атомов, а сущность изобретения в математике пытался объяснить как создание новых, причем полезных комбинаций из таких атомов мышления. По этому поводу он писал: «Что же такое в действительности изобретение в математике? Оно состоит не в том, чтобы создавать новые комбинации из уже известных математических фактов. Это мог бы делать любой, но таких комбинаций было бы конечное число и абсолютное большинство из них не представляло бы никакого интереса. Творить – это означает не создавать бесполезные комбинации, а создавать полезные, которых ничтожное меньшинство. Творить – это уметь выбрать». В этой же работе далее он еще писал: «Прошу извинить меня за следующее грубое сравнение. Представьте себе будущие элементы наших комбинаций как что-то похожее на атомы– крючки Эпикура. Во время полного отдыха мозга эти атомы неподвижны, они как-будто прикреплены к стене: полный отдых может продолжаться неопределенное время, атомы при этом не встречаются и, следовательно, никакое их сочетание не может осуществиться. Во время же кажущегося отдыха и бессознательной работы некоторые из них оказываются отделенными от стены и приведенными в движение. Они перемещаются во всех направлениях пространства, вернее помещения, где они заперты, так же как туча мошек или, если вы предпочитаете более ученое сравнение, как газовые молекулы в кинетической теории газов. При взаимном столкновении могут появиться новые комбинации».

Как видим, об аналогии между молекулами кинетической теории газа и математическими фактами Пуанкаре пишет весьма осторожно и как бы только образно. Однако, на наш взгляд, этого уже достаточно, чтобы быть уверенными для того, чтобы развить статистическую теорию информационно-химического равновесия и кинетики так же, как и в работах [8-10] была развита статистическая теория химического равновесия и кинетики. При этом, разумеется, необходимо будет заменить «математические факты» Пуанкаре на информацию любого рода. В данной работе сделана попытка решения именно этой задачи.

Суть идеи, которую мы пытались реализовать в данной работе, приступая к разработке основ новой аналитической теории логики, заключается в следующем. Мы считаем возможным разработать такую теорию, но только не тем путем, которым до сих пор она разрабатывалась, т.е. не как математическую логику, а как физическую логику. Математику, по крайней мере в том ее варианте, как ее обычно пытаются использовать для этой цели, мы считаем недостаточно содержательной, чтобы она могла быть взята за основу при разработке аналитической теории логики, которая по сути должна стать содержательной. Другими словами,  теоретическую физику в том ее варианте, как она была представлена в работах [8-10], как более или менее удовлетворительно замкнутое учение, принимаем как за более общее учение, чем математика, и в этом смысле как более подходящее для разработки содержательной теории информации (логики).

Эти же идеи более подробно могут быть интерпретированы еще в следующем виде: как известно, попытки разработки теории логики (философии духа) являются не менее древними, чем попытки разработки теории естественных наук (т.е. философии природы). Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить философскую систему Аристотеля. В своей системе он на логику обращает не меньше внимания, чем на философию природы. Именно эти два учения, т.е. философия природы и духа составляли содержание системы философии более поздних гигантов мысли, творивших до ньютоновского периода развития наук, в особенности систем Декарта, Гиббса, Гассенди, Спинозы и др.  

Однако, на наш взгляд, как бы много ни было сделано этими философами, состояние наук до Ньютона оставалось почти таким, как до этого еще Бэконом было определено как жалкое. Многое из того, что было сделано этими философами, особенно в области логики, было выполнено в описательном приближении на уровне слов. Даже в области физики (философии природы) не был в полной мере использован аналитический аппарат, и поэтому, т.е. из-за неимения удачного начала, наука еще никак не могла ступить на правильный путь развития, и ее движение не имело поступательного характера. Именно Ньютон, обрабатывая все то, что до него было сделано в области физики и математики, написал первое истинное и содержательное уравнение теоретической физики (философии природы)

                                       .                                      (1)

Его уравнение (1) в отличие от многих других уравнений, которые использовались еще до этого, содержало в себе такие параметры – сила и масса, которые сделали его содержательным. Именно при написании этого уравнения получили математический взаимосинтез такие понятия реальности как пространство, время, материя и ее движение.

После того, как Ньютоном было написано уравнение (1), т.е. тем самым был дан удачный толчок поступательному развитию философии природы, началось стремительное развитие этого направления (Даламбер, Лагранж, Гамильтон, Якоби, Гиббс, Шредингер и т.д.), как по линии расширения сферы ее использования, так и по линии углубления ее содержания (схема №1 и №2), так что в наши дни она, т.е. философия природы способна содержать в себе философию духа.

  Другими словами, уравнение Ньютона (1) постепенно было обобщено и усовершенствовано так, что каждый раз расширялась область его применения и даже оно стало способно быть основой  для теории логики. Мы здесь имеем ввиду возможности теории Шредингера, Гиббса, которые имеют свое начало именно в уравнении Ньютона.

Такова в общих чертах суть идей, которые мы хотим реализовать, разрабатывая новую программу. Мы считаем вполне естественным, что до сих пор все попытки разработки аналитической теории логики не привели к успеху даже у Канта и Гегеля, которые жили после Ньютона, не говоря уж о ранних попытках Бэкона, Декарта, Локка, Толанда, Кондольяка и многих других. Причина этого была именно в том, что в те времена еще даже не было написано уравнение (1),  не говоря уж об уравнениях Лагранжа, Гамильтона, Гиббса, Шредингера в области теории материи, столь необходимых для разработки аналитической теории логики. 

Иными словами, мы считаем вполне естественным, что вначале была развита аналитическая теория природы до какого-то удовлетворительно разработанного состояния, а только потом мы хотим использовать ее успехи для развития аналитической теории логики. 


Схема №1

Классическая механика систем точек, подчиненных связям.

(Теория Ньютона)

Классическая механика систем точек, не подчиненных связям.       (Теория Ньютона)

Классическая механика систем точек, подчиненных связям.

(Теория Лагранжа)

Классическая механика систем точек, не подчиненных связям.       (Теория Лагранжа)

Классическая механика систем точек, подчиненных связям.

(Теория Гамильтона)

Классическая механика систем точек, не подчиненных связям.   (Теория Гамильтона)

Классическая статистическая механика систем точек, подчиненных связям.

(Теория Гамильтона- Якоби - Шредингера)

Классическая статистическая механика систем точек, не подчиненных связям.

(Теория Гиббса)

Квантовая статистическая механика систем точек, подчиненных связям.

(Теория Бора, де Бройля, Шредингера)

Квантовая статистическая механика систем точек, не подчиненных связям.

(Теория Максвелла, Больцмана, Гиббса)


Схема №2

,  


,  

,


,  

,   

,


,


,

Е,


,

,

,



Еi = a + kbi,        

,       

,

,



В заключении еще раз резюмируем основную суть идей, которые были движущей силой для нас при оформлении данной работы. Таким образом, теоретическую физику, как учение более или менее разработанное, мы считаем более подходящей, чем математику, чтобы брать за основу при разработке аналитической теории логики. Не менее важно и то, что мы  не являемся зачинателем, идя на столь радикальный шаг, а, наоборот, считаем себя продолжателем тех дел, которые так успешно были начаты когда-то великим Ф. Бэконом [10-12]. На наш взгляд, именно он предложил идею о необходимости разработки логики как физической науки, а не как математической. Однако, по иронии судьбы, дальнейшее развитие науки сложилось именно так, что математика, а не физика стала оказывать свое доминирующее влияние на развитие логики и, как следствие, привела к ее нынешнему состоянию, которое является почти что жалким. Чтобы не быть голословным, так возвеличивая роль Ф. Бэкона (т.е. философа, которого очень высоко ценили К. Маркс и Ф. Энгельс, назвав его «настоящим родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» [13]) как зачинателя первоначальных идей физической логики, приведем  ряд цитат из его работ и из тех, где дается анализ его работ. 

Фейербах в своей работе [14] дает подробный анализ философии Бэкона. Там он, анализируя отношение Бэкона к состоянию современной науки, приводит следующие его мысли: «Наши науки вообще являются лишь сопоставлением давно открытых вещей, и не указаниями к новым открытиям, поэтому они не пригодны к открытию новых фактов или искусств: так и нынешняя логика вовсе не помогает нам открывать новые истины и науки, а способствует скорее укреплению заблуждений, чем открытию истины, и поэтому более вредна, чем полезна»;   «До сих пор мы не имеем настоящей, чистой философии природы, которая к тому же  являлась бы матерью всех наук. Вернее сказать, она была искажена и испорчена, а именно логикой школы Аристотеля, естественной теологией школы Платона, второй школой Платона, т.е. школой Прокла и других, Математикой, которая должны только заключать и ограничивать философию природы, а не зачинать и производить ее». «Поэтому в настоящее время дело идет о радикальном исцелении наук, полном обновлении, возрождении и преобразовании наук, начиная с самых глубоких оснований: теперь необходимо найти новую основу знания, новые принципы науки, ибо, желая привить новое к старому, мы мало подвинули бы науку».

Л. Фейербах в этой же работе [14] еще писал: «Поэтому Бэкон и указывает математике подчиненное положение в физике...». «Странно, что математика и логика, которые собственно должны были быть подчинены физике, однако в полном сознании очевидности своих познаний заявляют притязание даже на господство». «Математика, по Бэкону, не имеет собственной цели и есть лишь вспомогательное средство для естествознания». 

Автор книги [15] о роли Бэкона в выяснении природы причинной связи писал так: «Ему также, как правило, приписывается честь опровержения концепции метафизиков XVIII в.–Декарта, Гоббса, Спинозы, Лейбница и других, отождествляющих причинную связь с логическо -математической. Из этой концепции вытекало, что причинная связь доступна познанию чисто логическими и математическими средствами – логической и математической интуицией и демонстрацией. Но уже Бэкон признавал, что причинная связь по своей природе физическая, а не логическая, и что логика и математика сами по себе, без помощи опыта, недостаточны для ее познания. Выявив недостаточность сил логистики для познания природы, Бэкон, по сути дела, показал неправомерность отождествления реальной причинной связи с идеальной логикой».

Таким образом, творцом физической логики, т.е. логики, которая должна быть развита вместо логики математической, принимаем Ф. Бэкона. Именно в его работах, хотя и на уровне слов, в описательном приближении, четко были даны ее исходные идеи. Это учение, т.е. учение, которое он разрабатывал в описательном приближении, он называл индукцией. «Это орудие орудий, этот духовный орган, этот метод, который один только поднимает опыт до надежного, плодотворного искусства экспериментирования, есть индукция, от которой одной зависит спасение наук»–писал он в своем «Новом органоне» [12].

Как известно, многие выдающиеся ученые XVII-XIX вв. испытали влияние индукции Бэкона. В XVII в. среди них был И. Ньютон, Р. Бойль, Х. Гюйгенс, Р. Гук и другие. Как на это указывал автор книги [15], Гук писал, что никто лучше Бэкона не выразил идею научного метода, считая необходимым дополнить его философской алгеброй. На наш взгляд, здесь Гук, говоря о необходимости дополнить метод Бэкона еще философской алгеброй, имел ввиду то, что это учение, т.е. его метод индукции, еще не является аналитической теорией. На восполнение этого пробела претендует разрабатываемая нами программа. Она находится как бы в  определенной связи с программой Бэкона и в некоторых частях усовершенствует и уточняет ее с учетом успехов наук уже наших дней, а именно статистической механики, которая широко пользуется успехами как теории вероятностей, так и механики. То, что имеется определенная связь между представлениями теории вероятностей и теории индукции, замечено уже давно.

Далее последовательность изложения результатов работ таково: в §1 описаны наиболее характерные особенности нового подхода к теории мышления, т.е. логики. В §2 показано, как на основе результатов, полученных в области статистической теории химического равновесия и кинетики, можно получить результаты, характерные уже для статистической теории информационно - химического равновесия и кинетики.



§1. Исходные представления аналитической теории логики


Прежде всего перечислим какие постулаты и предположения необходимы, чтобы задачи логики свести к задачам статистической механики Гиббса, т.е. к задачам статистической теории химического равновесия и кинетики.

1) Как известно, согласно одному из основных постулатов статистической механики, мир состоит из атомов и молекул. Аналогично, атомами и молекулами мышления являются всякого рода информации, которые дискретным образом может принять и преобразовать мозг человека, т.е. буквы, знаки, слова, цифры, предложения, куплеты и т.д. Именно эти атомы и молекулы мышления являются началами начал для новой теории логики.

2) Если аналогами атомов физики и химии в новой теории являются буквы, то слова, состоящие из букв, уже будут аналогами молекул, предложения, а куплеты – аналогами макромолекул. То, что именно буквы являются атомами мышления, вероятно было известно еще Бэкону. Автор книги [15], имея ввиду работы Бэкона, писал так: «... Бэкон опирался на пример фонетики, которая все разнообразие речи сводит к немногим элементарным звукам. Нечто подобное, как он полагал, нужно сделать и в отношении вещей». Далее, этот же автор еще писал: «Отыскание в сложном простого, как отправного пункта, объяснение сложного и, следовательно, предварительное мысленное разложение сложного на простые части Бэкон считал необходимым требованием строгости научного метода, утверждая, что «чем больше исследование склоняется к простым природам, тем более все переходит от многообразного к простому, от несоизмеримого к соизмеримому, от невнятного к учитываемому, от бесконечного и смутного – к конечному и определенному, подобно тому, как мы видим это в элементах письма и в токах созвучий».

3) Так же как атомы и молекулы физики и химии, атомы и молекулы мышления тоже отличаются не только по пространственной структуре, но и по физико-химической природе. Иными словами, так же, как не каждая комбинация атомов и молекул приводит к их активному взаимодействию с образованием новых молекул, то и не любая комбинация информации приводит к их активному взаимодействию с образованием новой смысловой информации.

4) Как известно, молекулы физики и химии характеризуются такими параметрами как:

а) энергия связи;

б) энергия стабилизации.

Аналогично, молекулы информации тоже могут характеризоваться подобными параметрами. Например, меняя местами атомы в молекуле или же вообще заменяя несколько атомов на другие, можно получить новую молекулу, имеющую уже новую энергию связи и стабилизации. Аналогично, меняя местами слова в предложении или же вообще заменяя несколько слов на другие слова, можно получить новое предложение, уже имеющее иной смысл, улучшенное или  ухудшенное в смысловом отношении. Иногда при замене одного или нескольких атомов в молекуле, эта молекула может вообще распасться и не будет существовать как молекула. Аналогично, заменяя одно или несколько слов в предложении, можно испортить предложение так, что оно теперь уже не будет иметь  смысла.

5) Обычно физико-химические процессы, в основном, проводятся в колбе химика. Аналогом колбы химика в рамках новой теории является мозг. В нем постоянно идет взаимодействие и преобразование информации. В отличие от колбы химика, разумеется, мозг человека является очень сложным. Он постоянно через кровь и нервы, через слуховые и зрительные органы снабжается энергией (питательными веществами) и информацией. Он как бы находится в непосредственной связи с внешним миром, как бы являясь примером так называемых открытых систем в биологии. Однако, это не значит, что в данном случае сомнительно использовать успехи равновесной термодинамики и статистической механики. Наоборот, при предположении, что скорость атомно-молекулярных, т.е. и информационных процессов в тех случаях, когда исследуется  вывод уравнений состояния, значительно больше, чем скорость обмена с внешним миром, результаты равновесной термодинамики и статистической механики, полученные при описании подобных задач, могут быть использованы с успехом как в биологии, так и здесь. В частности, человек быстро устает или вообще теряется в тех случаях, когда скорости этих процессов близки.

6) Так же, как атомы и молекулы физики и химии в колбе, атомы и молекулы мышления тоже постоянно находятся в беспорядочном движении, т.е. здесь выполняется один из основных постулатов статистической механики – принцип элементарного беспорядка. Другими словами, статистическая механика систем  частиц, не подчиненных связям Гиббса, может служить основой и здесь.

7) Грамматика, и в какой-то степени математическая логика, являются аналогами учения, которую в физике именуют теорией  строения вещества, и поэтому к ним можно относиться как к квантовой статистической механике систем информации, подчиненных связям. Действительно, слова в предложениях подчинены связям так же, как атомы в молекулах.

Другими словами, если в физике примером систем, подчиненных связям, являются системы, связанные через рычаги, балки и т.д., а примером квантовых систем, подчиненных связям – атомы, молекулы, то в рамках теории мышления примером систем, подчиненных связям, являются слова, состоящие из букв, предложения, состоящие из слов, уравнения, состоящие из знаков и символов и т.д.

8) Так же, как атомы и молекулы физики и химии, атомы и молекулы мышления тоже характеризуются теплотой и энтропией взаимодействия. Только так, т.е., допуская изменение тепловых и энтропийных факторов, можно объяснить, почему самопроизвольно, легко идущее мышление дает отдых и удовольствие и, наоборот, почему иногда можно быстро уставать.

Здесь бесспорна роль экзотермичных и эндотермичных процессов. Изменение энтропии связано с возникновением порядка или беспорядка в результате взаимодействия и преобразования информационно-химических частиц.

Должно быть многие помнят, как вдруг после решения трудной задачи, так легко становится на душе. На наш взгляд, это связано не только с самопроизвольностью процесса, но и с изменением DS.

9) Любой информационный процесс в мозгу сопровождается физико-химическим процессом и в этом смысле взаимодействию информаций соответствует взаимодействие соответствующих им частиц материи, которые были синтезированы в мозгах людей, когда ими эти информации были усвоены.


§2. Статистическая теория информационно-химического

      равновесия и кинетики информационно-химической 

      реакции


На наш взгляд, механизм процесса, который идет в мозгу человека, когда он мыслит, во многом сходен с теми процессами, которые идут в колбе химика. Должно быть в мозгу человека имеется некая биоповерхность, которая выполняет роль как катализатора, так и детектора. Аналогами же атомов и молекул, разумеется, являются информации, которых в мозгу человека обычно огромное количество и которые попадают в него через его слуховые, зрительные и обонятельные органы.

Попытаемся понять, что же все-таки происходит в мозге человека, когда он думает.

Допустим два человека, например А и В беседуют в темноте. Пусть они обмениваются только через речевые и слуховые органы. Разумеется, при такой беседе квантами взаимодействия являются только молекулы речевой и слуховой информации и отсутствует обмен информацией через зрительные органы. Каждый раз молекулы информации через речевые органы как бы «излучаются» одним из них, а другим – поглощаются. Пусть беседу начинает А. Для этого он, конечно, думает и вырабатывает кванты информации в своем мозгу. 

Попытаемся понять, как это происходит. На наш взгляд, чтобы понять механизм этого процесса, его уместно сравнить с обычным химическим процессом, идущим в колбе химика. Уже первая мысль у человека А рождается так же, как в колбе химика рождаются новые молекулы из в ней имеющихся. Информации, которые имеются в мозгу человека А, начинают адсорбироваться на поверхность биокатализаторов так же, как это обычно имеет место в колбе химика. При этом скорость адсорбции будет зависеть от того, насколько много информации относящейся к данной ситуации, т.е. знал ли человек А человека В, если знал, то насколько хорошо (знает ли его интересы, характер и  т.д.), т.е. так же как в обычной химической кинетике, для скорости адсорбции можно написать уравнение:

                           ,                                (2.1)

где     – константа скорости адсорбции, зависит от природы адсорбирующихся информаций и природы биокатализатора.

Скорость обратного процесса (десорбции)  будет прямо пропорциональна поверхности, занятой молекулами информации, т.е.

                            = q,                                   (2.2)

где    – константа, характеризующая процесс десорбции. 

В момент равновесия скорости обоих противоположных процессов должны быть равны . Приравнивая правые части выражений (2.1) и (2.2), находим

                              (1–q) = q.                             (2.3)

Решая это уравнение, получим

                                      ,                                   (2.4)

где    – адсорбционный коэффициент.

Природа этой константы  интерпретируется в рамках статистической механики неидеальных систем. В частности, Л.Э. Гуревичем [16] статистическое обоснование уравнения (2.4) было получено в рамках статистической механики Гиббса. Он, беря за основу большое каноническое распределение Гиббса для наблюдаемого числа частиц во всей системе, получил:

                                     ,

где                                ,                                 (2.5)

                                    ,                           (2.6)

где    – число частиц в объемной фазе;   – число адсорбированных частиц;  m – химический потенциал;  f и j – свободные энергии частиц в газовой фазе и в адсорбированном состоянии. Процесс адсорбции будет идти до тех пор, пока не выравнятся химические потенциалы частиц в объемной фазе и в адсорбированном состоянии. Поэтому из (2.5) и (2.6), исключая , получаем:

                          ,                                  (2.7)

где   – свободная энергия адсорбции. Сравнивая уравнения (2.4) и (2.7), для  получаем:

                                             =,                                     (2.8)

или же с учетом

                                   ,                               (2.9)


                          =,                      (2.10)

где  DН и DS – теплота и энтропия адсорбции информации.

Согласно результатам работ [8,17], в приближении квантовой статистической механики неидеальных систем уравнение (2.7), получает интерпретацию на уровне теории строения вещества. Но на этом подробно останавливаться не будем.

Разумеется, только что рассмотренный случай является наиболее простым из всех возможных. Допустим, человек А пытался вспомнить имя человека В, чтобы  к нему обратиться. Если он его знает уже давно, то концентрация информации nА, т.е. информация, суть которой заключается в имени человека В в его мозге в достаточном количестве, и он не делает никаких усилий, чтобы его вспомнить. Момент адсорбционного равновесия наступит моментально, и он быстро примет решение в этой очень простой задаче. Другое дело, если он его плохо знает, и всего лишь несколько раз слышал раньше как к нему обращались другие люди. В таких случаях он вовсе мог бы забыть его имя и ему нужно будет сделать некоторое усилие, на что уходит время, чтобы вспомнить его имя. 

В таких случаях процесс лимитируется как бы незначительностью концентрации (nА) нужной информации в мозге, и уходит время, чтобы наступило информационно-химическое равновесие в его мозге с данным видом информации.

На наш взгляд, все это, т.е. то, что в мозге человека А наступит момент информационно-химического равновесия, еще недостаточно для того, чтобы возникла мысль, например, в рассматриваемом нами случае, чтобы А окончательно вспомнил имя человека В. Для этого необходимо, чтобы произошла информационно-химическая реакция и для этой реакции характерна определенная скорость. Беря за основу результаты, полученные в работе [9] для скорости информационно-химической реакции, можем написать:

                                                                                      (2.11)

или же

                                   ,                                        

где     – концентрация активных переходных комплексов. 

В данном случае природу переходных активных комплексов приблизительно можно понять следующим образом. Допустим, человек А действительно плохо знал человека В, если знал, то давно и никак не может вспомнить его имя. В таком случае он начинает перебирать всякие имена в своем мозге, среди которых бы он «нашел» имя человека В. В момент адсорбционного равновесия концентрация адсорбированных имен на поверхности его биокатализатора уже будет достаточна и она определяется по формуле (2.7). Однако, не все из этих имен окажутся ему нужным, другими словами, не все адсорбированные имена образуют активный переходный комплекс. Активный переходный комплекс образуют именно те имена, которые являются именно ему нужными или являющиеся как-то похожими на нужное имя. Концентрация таких имен, т.е. информации не так уж будет большой и она определяется по формуле

                                     =,                                 (2.12)

где  Е – энергия активизации процесса. Из (2.11) и (2.12) для W получаем:

                              .                               (2.13)

Далее, определяя  согласно (2.7) для W имеем:

                         =.                    (2.14)

Для приближений, когда можно пренебречь «1» в знаменателе, имеем:

                                                   (2.15)

или с учетом (2.9)

                                   .             (2.16)

Сравнивая (2.11) и (2.16) для k имеем:

               .                     (2.17)

Допустим, человеку А надо вспомнить не только имя человека В, но еще ему нужно будет вспомнить имя Д. Этот случай и подобные ему будут являться примером для гетерогенно - биомолекулярного равновесия. Основные результаты, характерные для данной задачи, тоже были получены в работах [8,17]. Принцип обобщения этих результатов на случай новой области аналогичен только что рассмотренному случаю, поэтому подробно останавливаться на нем нет необходимости. Ограничимся приведением основных результатов. 

В работах [8,17] для случая, когда молекулы А, так и молекулы В, являются акцепторами или донорами, был получен следующий результат:

,                                      (2.18)

                                     ,                                (2.19)

где

                           ,                             (2.20)

                           .                             (2.21)


Здесь DН1 и DН­2 – теплоты адсорбции информаций первого и второго сорта соответственно. Интерпретация этих параметров на уровне теории строения вещества была дана в работе [8], и она же является  характерной для приближений квантовой статистической механики неидеальных систем. Для случая, когда один из реагентов является акцептором, а другой донором, на поверхности биокатализаторов будет идти независимая адсорбция этих информаций, и мы для  и  имеем:

                                     ,                                    (2.22)

                                     ;                                  (2.23)

                            ,                             (2.24)

                           .                             (2.25)

В общем случае, для скорости информационно-химической реакции имеем:

                            ,                             (2.26)

                                               .                                      (2.27)

где  Е1 и Е2 – энергии активации реакции по вспоминанию первого и второго имен.

На наш взгляд, механизм возникновения более сложных мыслей тоже примерно такой же, как это было описано выше относительно возникновения простых мыслей. Здесь мы попытаемся понять, как возникают более сложные мысли в мозгу человека В после того, как он услышал первое предложение от человека А. Возможно при этом происходит следующее. Молекулы информации от человека А будут адсорбироваться на поверхности биокатализатора человека В. Наряду с этим, почти одновременно начинают адсорбироваться молекулы информации, которые ранее имелись в его мозгу тоже. После того, как наступит равновесие, начинается этап информационно-химической реакции. Скорость этой реакции в приближении формальной кинетики будет определяться по следующей формуле:

                                       ,                                       (2.28)

где   k – константа скорости реакции.

Другими словами, скорость данной реакции будет зависеть как от концентрации информаций , которые поступили и адсорбировались извне, в данном случае от человека А, а также от концентрации , которые адсорбировались из объемной фазы самого человека В. Здесь константа k будет зависеть от природы информации типа и природы биокатализатора человека В. Для интерпретации константы k так же как в работе [9], можно предположить, что:

                                                                                        (2.29)

или же

                            .                                  (2.30)

где   Е – энергия активации.

Соотношения (2.29) и (2.30) написаны при предположении, что переходной комплекс образуется из уже адсорбированных молекул информации. Скорость данной реакции тем больше, чем больше образуется таких активных комплексов.

Для вычисления можно рассмотреть уравнение равновесия

                           .                              (2.31)

Пользуясь результатом, полученным в работе [9] для W, можем получить:

                                      .                        (2.32)

Теперь, определяя    и согласно (2.18) и (2.19) для W имеем:

´


.                    (2.33)

Аналогично можем получить результат для другого случая, когда  и определяются по формулам (2.22) и (2.23):

.  (2.34)


Таким образом, в рамках результатов, изложенных в §1 и §2, природу влияния информации удается учесть и объяснить так же, как в рамках статистической теории химического равновесия и кинетики удается учесть и объяснить влияние различных атомов и молекул на ход процесса. Например, попытаемся выяснить, почему какая-нибудь информация, допустим научная из области физики, так сильно воздействует на ученого-физика, а на других нет? В рамках результатов новой теории этот факт можно объяснить, учитывая, что значительно отличается по природе мозг каждого индивидума. Действительно, по мере формирования личности, в зависимости от среды, где он рос, воспитывался, метода учебы и специальности, здоровья, его мозг формируется так, что он по природе будет вовсе отличным от мозга другого, который воспитывался в иных условиях. Именно из-за этого мозг каждого индивидума будет проявлять различную активность по отношению к одной и той же информации, так же, как различные катализаторы будут проявлять различную активность по отношению к одной и той же молекуле.

Пусть решение какой-либо трудной задачи, допустим весьма проблемного характера, зависит от решения другой, менее трудной задачи, и которая уже давно решена вне зависимости от постановки первой трудной задачи. В таких случаях скорость решения первой задачи будет зависеть от того насколько удачно распространена публикация решения второй задачи, или на научном языке, будет зависеть от концентрации публикации с решением второй задачи. Чем больше эта концентрация, тем и больше вероятность столкновения ученых, занимающихся первой задачей с этим решением. На скорость этого столкновения повлияет и концентрация ученых, занимающихся первой задачей тоже (разумеется и их природа). Может так случится, что ученый, занимающийся первой задачей, уже несколько раз имел столкновение со вторым решением, но из-за недостаточной активности его мозга при этих столкновениях адсорбция нужной информации так и не произошла.

Заключение.  Еще несколько слов о современном состоянии наших наук вообще. На наш взгляд, наука хотя и уже давно вышла из того состояния, которое Бэконом было оценено как жалкое, однако, она все еще до сих пор не достигла такой стадии зрелости, когда к ней можно было бы относиться как к завершенной, хотя бы в основных чертах. 

Особенно неудовлетворительно состояние наук, которые были объединены под названием философия духа. Если по линии философии природы (т.е. естественных наук) уже давно, еще Ньютоном успешно заложен фундамент, и она в дальнейшем Лагранжем, Гамильтоном, Якоби, Гиббсом, Шредингером и др. была удачно развита и теперь дело остается только за ее удачным завершением, то по линии философии духа – не имеем почти ничего. То, что имеется, все относится к описательному приближению, и нет ничего, за что можно было бы уцепиться как за основу аналитической логики, т.е. как аналог уравнений Ньютона. 

Как работы, выполненные в описательном приближении, можно интерпретировать не только работы Бэкона, Декарта, Локка, Гоббса, Гессанди, Кондильяка, Лейбница, Канта, Гегеля, Больцано, де Моргана, Буля ..., таковыми являются и работы всех наших современников, выполненные на эту тему, хотя большая часть из них выполнены как строго математические. Дело в том, что для развития подлинной аналитической теории логики возможности одной только чистой математики просто недостаточны. Чтобы это учение  могло развиваться успешно (как содержательное учение), оно должно быть развито на основе результатов теоретической физики, что и явилось основной целью данной работы. В данной работе  мы пытались хотя бы в общих чертах наметить контур программы, беря за руководство которую можно было бы успешно развить философию духа. Вообще-то эту цель мы считаем в принципе достигнутой, хотя бы в том смысле, что здесь задача логики сводится к задаче физики, относительно которой можно сказать, что она удовлетворительно разработана, хотя бы в принципе.

 Теперь несколько слов о возможностях развиваемой теории вообще. К возможностям нового подхода мы относимся весьма оптимистично. Это следует хотя бы из того, что если новый подход оправдает себя и даст нам аналитическую теорию логики, то он может служить теоретической базой всей философии духа, также как теоретическая физика является базой всей философии природы (естествознания). То, что именно теоретическая физика (которую М. Борн называл подлинной философией природы) является теоретической базой всего естествознания в наши дни, ни у кого не вызывает сомнения. Аналогично, если же новая аналитическая теория логики окажется верной, хотя бы в общих чертах, на что мы надеемся, то на ее основе мы будем иметь возможность углубленного понимания очень многого, начиная с того как человек думает в элементарных ситуациях до того, как рождаются в мозгах гениев шедевры поэзии и науки. Например, есть основание думать, что в момент озарения кинетика информационно-химических реакций примерно такая же, как это имеет место в обычных полимерно-радикальных или радикально-цепных реакциях. Предложения (т.е. молекулы) поэмы поэта, главы книги писателя или статьи ученого, написанные в момент озарения, между собой стройно и закономерно связаны так же, как действительные молекулы в продуктах реакции полимеризации или же как атомы совершенного  кристалла.

На наш взгляд, то, что нами физика рассмотрена как более общее учение, чем математика, должно иметь огромное следствие вплоть до замены тенденций математизации знаний на тенденцию физикализации. На возможности подобной программы мы смотрим с определенной надеждой и уверенностью. Если в свое время многие ученые, пытаясь углубить какую-нибудь область знаний, обычно за образец принимали именно математику, то теперь место математики должна занимать физика. Например, именно так поступил Спиноза, аксиоматизируя этику и мораль по образцу геометрии Евклида. Однако неперспективность подобной программы Спинозы следует хотя бы из того, что в рамках математики, которая является более абстрактным учением, чем физика, никак  невозможно учесть природу физико-химических процессов, которые идут в мозге человека, или говоря на языке этики в душе человека. Для решения подобных задач возможности новой теории логики должны быть значительно большими.

То же самое должно произойти и со многими другими областями знаний, в которых до сих пор широко применяется только математика. Например, лингвистикой, экономикой, программированием и т.д., не говоря о биологических процессах, которые для физики являются таким же приложением, как химия. Иногда, говоря о теоретической биологии, почему-то перспективу ее развития пытаются видеть, в основном, в математике. Однако, бесперспективность этого подхода следует хотя бы из того, что биологические процессы – это процессы атомно-молекулярные и что чистая математика не имеет возможности учесть их природу. Такую возможность имеет физика, и только физика. Схемы №1 и №2 могут быть взяты за основу и для теоретической биологии. При этом квантовая статистическая механика систем, подчиненных связям (волновая механика) служит основой для молекулярной биологии, а классическая и квантовая статистическая механика систем, неподчиненных связям – для статистических теорий биохимического равновесия и кинетики. Выводы и формулы, которые при этом следуют для статистической теории биохимического равновесия и кинетики почти те же, что в работах [9], были получены для статистической теории химического равновесия и кинетики. 


Литература


  • Кант И. Предисловие ко второму изданию «Критики чистого разума».–Петербург, 1915.–С.9.
  • Гегель Ф. Наука логики.–М.: Соцэкгиз, 1937.–С.30.
  • Сборник статей: «Вычислительные машины и мышление».–М.: Мир, 1967.
  • Прибрам К. Языки мозга.–М.: Прогресс, 1975.
  • Эндрю А.М. Мозг и вычислительная машина.–М., 1967.
  • Берг А.И., Бирюков Б.В. Кибернетика – путь решения проблем управления. В сб.: «Кибернетика. Современное состояние».–М.:Наука, 1980.–С.28.
  • Пуанкаре А. Математическое творчество. В кн.: «Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики».–М.: Советское радио, 1970.–С.135.
  • Алтаев Н.К. Квантовостатистический подход к описанию задач химического равновесия. Деп. в ВИНИТИ. №5698-81.
  • Алтаев Н.К. Квантовостатистический подход к описанию задач химической кинетики. Деп. в ВИНИТИ. №5697-81.
  • Алтаев Н.К. Квантовостатистический подход к описанию задач взаимодействия веществ с излучением. Деп. в ВИНИТИ. №5696-81.
  • Бэкон Ф. Сочинения в двух томах.–Т.1. Великое восстановление наук.–М.: Мысль, 1977.
  • Бэкон Ф. Сочинения в двух томах.–Т.2. Новый Органон.–М.: Мысль, 1978.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том.2.–С.142.
  • Фейербах Л. Собрание произведений в трех томах.–Т.1. История философии нового времени от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы.–М.: Мысль, 1967.
  • Михаленко Ю.П. Ф. Бэкон и его учение.–М.: Наука, 1975.
  • Гуревич Л.Э. В сб.: «Проблемы кинетики и катализа». Вып.3.–Л.: ОНТИ, 1933.–С.251.
  • Алтаев Н.К. Квантовостатистическая модель взаимодействия реагентов с поверхностью твердого тела. Приложение модели к задачам двойного электрического слоя. Деп. в ВИНИТИ. №3291-74.


Resume


A hypothesis, that a special particle of informational and chemical nature is produced by the brain of a man, is propounded.  On the base of this hypothesis the statistical theory of interaction and transformation of the substantial informations is considered.


[1] Деп. в ВИНИТИ №5392-82

Категория: ОСНОВЫ АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ И АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

О ГЛУБИННЫХ ПРИЧИНАХ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОГО МИРА (Вступительная статья)

Автор: namaz от 21-10-2018, 19:35, посмотрело: 594

0 Скачать файл: -o-glubinnyh-prichinah-krizisa.doc [162 b] (cкачиваний: 47)
Посмотреть онлайн файл: -o-glubinnyh-prichinah-krizisa.doc



2005                                                                                             1


О ГЛУБИННЫХ ПРИЧИНАХ КРИЗИСА 

СОВРЕМЕННОГО МИРА

(Вступительная статья)


§1. О том как философы со времен античности пытались и пытаются разработать основу теории познания и почему это им до сих пор не удавалось.

§2. О том, как математики со времен Декарта пытались и пытаются разработать основу теории познания и почему это им до сих пор не удавалось.

§3. О том, как физики со времен Ньютона пытались и пытаются разработать основу теории познания и почему это им до сих пор не удавалось.

§4. О том, как нам в принципиальной части удалось завершить разработку основ теории познания и возможность новых результатов для решения конкретных задач.


§1


Физик: На днях я прочитал Вашу статью, опубликованную под названием «О глубинных причинах кризиса современного мира» в газете «Дiл» от 28 июля 2000 г. Если я правильно понял Ваше намерение, в этой статье Вы пытались раскрыть суть новых идей, на основе которых стремитесь объяснить людям, почему им до сих пор  приходится жить в мире, где так много противоречий и кризисов. Это так?

Автор: Да.

Ф.: Читая статью, у меня создалось впечатление, что причину того, почему людям приходится жить в мире, где много противоречий и кризисов, Вы видите в том, что еще в полном объеме не завершена разработка


 

основ научной теории познания.

 
                                                                                         (1)

Это так?

А.: Да. В моем понимании, еще во времена античности, материалисты Левкипп, Демокрит, Эпикур начали сознавать, что вечным является только пустое пространство и хаотично движущиеся в нем многочисленные атомы.

Они сознавали, что если будет сделан правильный выбор раздела науки, которая сможет служить 


 

основой теории мышления,

 
                                                                                         (2)

то далее, решая задачи на его основе для 


 

N-атомов

 
                                                                                         (3)

и тем самым получая уравнение, раскрывающее природу 


 

причинно-следственной зависимости,

 
                                                                                         (4)

можно будет объяснить происхождение и природу всего остального, в том числе людей.

Однако, как известно, с этой задачей в то время не справились, и, в основном, из-за того, что им не удалось сделать правильный выбор раздела науки, которая могла быть основой теории мышления. С другой стороны, можно заметить, что идеалисты Платон и Аристотель, хотя и правильно начали понимать, что основными разделами науки, могущие выполнять основы теории мышления, являются результаты


 

арифметики,

 
 

алгебры

 
                                    (5)    и                                    (6)

однако, несмотря на это, они не смогли правильно воспользоваться их результатами в роли основы теории познания. Им казалось, что для того, чтобы правильно пользоваться результатами этих наук, как основы теории мышления, прежде всего, необходимо  понять их происхождение и природу. Поэтому, при решении этой части задачи Платон начал высказывать мысли, которые позже привели его к основным идеям, так называемой


 

теории врожденных идей

 
                                                                                                       (7)

Декарта, Лейбница, тогда как  Аристотель высказывал мысли, которые привели к результатам, так называемой 


 

теории приобретенных идей

 
                                                                                                     (8)

Локка.

Ф.: Хотите сказать, что Платону казалось, что людям основные идеи и понятия математики известны изначально, тогда как Аристотелю казалось, что люди их приобрели после рождения при  взаимодействии с окружающим миром?

А.: Да.

Ф.: Таким образом, Вы полагаете, что со времен античности философам так и не удалось сделать правильный выбор раздела науки, которая могла бы служить основой теории мышления, и поэтому они не смогли найти правильный путь для разработки основ теории познания, способной объяснить природу (4)?

А.: Да. Но надо заметить, что еще в те времена философы начали сознавать, что если будет сделан правильный выбор раздела науки, выполняющий роль основы философии,  и правильно будет понята его природа, то на его основе возможно решение задач всех других частных разделов науки. Им казалось, что на основе научной философии можно будет объединить все основные разделы науки таким образом, что в ней каждая наука будет занимать только ей принадлежащее место, например, так как это предполагалось при составлении схемы №1 






философия







   . . .

Ф.: Насколько мне известно, представители традиционной философии долгое время в роли науки, выполняющей основы теории мышления, пытались воспользоваться результатом


 

логики Аристотеля.

 
                                                                                                       (9)

Им казалось, что возможность этой логики является достаточной для того, чтобы на ее основе решить основную задачу философии.

А.: Да, однако, в действительности возможности результатов логики Аристотеля оказались не совсем достаточными для получения результатов, объясняющих природу причины следственной зависимости.

Ф.:  Таким образом, хотите сказать, что основная заслуга тех, кто работает в области так называемой традиционной философии, в основном, сводится  к корректной формулировке основной задачи философии?

А.: Да. Они осознали, что если правильно будет решена основная задача философии, и тем самым, будет правильно раскрыта природа причинно-следственной зависимости, то далее на ее основе можно будет понять все. Однако, к сожалению, они в этом не преуспели из-за того, что им не удалось сделать правильный выбор раздела науки, являющийся основой теории мышления.

Ф.: Насколько мне известно, в трудах философов были приняты попытки  решения 


 

задач о взаимосвязи общего и единичного,

 
                                                                                                (10)


 

задач о взаимосвязи теоретического и эмпирического,

 
                                                                                                 (11)



 

задач о взаимосвязи субъекта и объекта.

 
                                                                                                           (12)

Могли бы объяснить, какую цель они ставили, пытаясь разрешить такие задачи?

А.: Они и на этих путях имели намерение решить основные задачи философии, т.е. пытались получить результаты, удовлетворительно объясняющие природу взаимосвязи причинно-следственной зависимости.


§2

Ф.: Таким образом, Вы хотите сказать, что впервые более или менее правильный путь в разработке основ теории  познания было отмечено  в работах математиков?

А.: Да, и это связано с идеями, которые привели к получению основных результатов


 

алгебраической геометрии,

 
                                                                                                (13)


 

аналитической  геометрии

 
общеизвестных под названием 

                                                                                                        (14)

Декарта. В идеях, которые привели  к получению результатов (14), содержатся мысли, что роль основных разделов научной философии, являющейся основой теории мышления, принадлежит результатам  алгебры и арифметики.

Ф.: Хотите сказать, что на этом пути математиками были получены результаты, которые являются определенным вкладом в разработку основных положений математической теории познания?

А.: Да. Как известно, на основе результатов (13) Лейбницем и Ньютоном были получены результаты


 

арифметической геометрии,

 
                                                                                                (15)

а также 


 

алгебраической кинематики,

 
                                                                                                (16)



 

арифметической кинематики

 
                                                                                                (17)

и все это привело к получению основных уравнений динамики Ньютона

                              .                                           (18)

Ф.: Выходит, что в результатах (14)-(17), которые более общеизвестны под названием


 

математический анализ,

 
                                                                                                (19)

содержатся основополагающие идеи научной теории познания?

А.: Да, и таковыми являются идеи


 

теории функции,

 
                                                                                                (20)

которая начала зарождаться в связи с получением основных уравнений математического анализа для взаимосвязи функции с аргументом .

Ф.: Хотите сказать, что уравнение функциональной зависимости между функцией у и аргументом х может служить основой для раскрытия природы взаимосвязи причин и следствия?

А.: Да. Поэтому можно было надеяться, что далее, решая уравнение (18) для многих частиц, можно будет получить более сложные уравнения, на основе анализа которых станет возможным выяснение природы причинно-следственной зависимости в более сложных случаях. 

Как уже на это было указано, атомистам казалось, что если удовлетворительно будет решена задача для многих атомов, то на основе причинно-следственного анализа таких уравнений можно будет понять и другие явления, например, возникновение из этих атомов более сложных веществ, таких, как живые существа и т.д.

Ф.: Получается, что эти результаты математического анализа являются положительным вкладом математиков в фундамент научной философии, имеющий цель разработать теорию познания?

А.: Да. Однако, далее, начиная с того момента, когда возникла необходимость в решении уравнения (18) для многих частиц, математики начали получать результаты, которые содержали в себе ошибки. Это в основном, началось с того момента, когда они начали работать с основными уравнениями математической физики: 

                                       ,                                       (21) 

                                               ,                                  (22)

и с уравнениями                  ,                         (23)  

                  ,               (24)

полученные из (21) и (22) в виде их решения. Известно, анализ решения (23) и (24) привел к различного рода трудностям с точки зрения теории функции, которая до этого начала формироваться в рамках возможности математического анализа. Разумеется, все это было симптомом того, что уравнения (21) и (22) получены не совсем корректно с точки зрения тех критериев, которые начали складываться в рамках основных идей математического анализа.

Ф.: Выходит, что в свое время математики не совсем осознав, что это так, приняли уравнения (21)-(24) за истину, и поэтому были вынуждены видоизменять основные понятия истинной теории функции математического анализа так, чтобы теперь они соответствовали требованиям этих уравнений, которые в действительности были далеки от истины?

А.: Да.

Ф.:  Хотите сказать, что все это было началом резкого отклонения от истинного пути, который до этого стал разрабатываться как основа научной теории познания?

А.: Да. Если бы на основе уравнения (18) задачи взаимодействия и преобразования многих частиц были бы правильно решены, то на основе анализа уравнений, полученных на этом пути, можно было бы действительно объяснить мир. 

Однако математики, к сожалению, приняв за истину уравнения (21)-(24), являющиеся не совсем таковыми, были вынуждены видоизменять первоначальные истинные понятия теории функции и тем самым потеряли шанс правильно завершить разработку научной теории познания.

Ф.: Итак, все те трудности, которые далее возникли в случаях, когда математики пытались приложить результаты


 

теории бесконечных абстрактных множеств

 
                                                                                                         (25)

к познанию мира были связаны с теми ошибками, которые были допущены при получении уравнений (21)-(24),  и при понимании их природы?

А.: Да.

Ф.: Таким образом, Вы полагаете, что основная заслуга математиков при разработке основ научной теории познания в том, что в их трудах при получении основных результатов первоначального математического анализа, был удачно заложен фундамент этого учения. Однако,  из-за того, что ими такие результаты были получены без ясного понимания их природы, далее они с момента, когда надо было приступать к решению самой основной задачи, т.е. уравнения (18) для многих частиц, начали заблуждаться?

А.: Да. Правильное решение этого уравнения для многих частиц должно было бы привести их к решению тех задач, о решении которых в свое время мечтали атомисты, однако, это им не удалось, и в основном, из-за не совсем правильного понимания природы алгебры и арифметики, на основе которых они далее получили основные уравнения математического анализа и математической физики.


§3

Ф.: Если я правильно понимаю, Вы хотите сказать, что далее, основные положительные результаты на пути разработки основ материалистической теории познания были получены в работах физиков?

А.: Да. Физики, имея цель получить основные уравнения, на основе которых можно будет объяснить природу причинно - следственной зависимости, свои исследования вели на трех уровнях. На первом уровне на основе анализа опытных данных получили основные уравнения электродинамики Максвелла

                              ,                         

                     ,                                  (26)

технической термодинамики 




 

,     

,       

,    

,      

 ,  ,

 


                                                                                                         (27)






 

+,   

+,    

+, 

+,  

,    ,   .

 
и химической термодинамики




                                                                                                        (28)




В этих уравнениях и – напряженность электрического и магнитного поля;  U – внутренняя энергия системы;  Н – энтальпия;  F  – свободная энергия;  G – термодинамический потенциал;  S –энтропия; Р – давление;  V – объем;  Т – абсолютная температура;  m– химический потенциал.

Затем,  на втором уровне физики, имея цель непосредственно описать опытные данные, получили основные уравнения статистической механики идеальных систем Максвелла-Больцмана

                                               ,                              (29)

                                               ,                              (30)

теорию химического равновесия

                     ,                                       (31)

                                    ,                                                  (32)

а также основные уравнения тех разделов науки, основные задачи которых были решены на базе возможности этих уравнений.

Ф.: Вы здесь имеете в виду основные уравнения 


 

химической кинетики

 
                                                                                                          (33)


 

физической кинетики,

 
и

                                                                                                          (34)

которые были получены на основе использования уравнений (29)-(32)?

А.: Да, а также я имею в виду основные уравнения теории взаимодействия веществ с излучением Планка

                         ,                                      (35)

            ,                                  (36)

                                               (37)

и уравнения


 

квантовой теории дисперсии

 
                                                                                                          (38)


 

квантовой теории теплоемкости,

 
и                                                                                                           (39)

которые также получены на основе использования уравнения (29), (30). В этих уравнениях W – термодинамическая вероятность; q – степень заполнения; b, К – адсорбционная константа и константа равновесия; – плотность изменения;   – средняя энергия осциллятора;  n – частота;  e – квант энергии.

Ф.: Хотите сказать, что этими уравнениями, полученными физиками на первом и втором уровне эмпирической физики, они начали удачно пользоваться с целью объяснения причинно - следственной зависимости при описании опытных данных?

А.: Да, поскольку они были получены при анализе опытных данных, а также с целью описания опытных данных, все они в этом смысле в какой-то мере себя оправдали, однако, с такой точностью, на которую они способны. Например, на базе возможности уравнений (26)-(28) стало возможным описать опытные данные, полученные с точностью, присущей механике сплошных сред.

Ф.: Здесь Вы полагаете, что физики начали пользоваться этими уравнениями при решении задач, в которых нет необходимости в учета числа и природы взаимодействующих частиц?

А.: Да, а уравнениями  механики дискретных сред  вида (29)-(32) они стали пользоваться при решении задач, для удовлетворительного описания которых есть необходимость учета числа и природы взаимодействующих частиц. Заметим, физики с самого начала, в определенной степени начали осознавать, что успешное завершение решения всех таких задач возможно в том  случае, если на основе решения уравнения Гамильтона

                                                             (40)

все подобные уравнения удается получить чисто теоретическим способом, при этом получая интерпретацию природы таких констант как А, WbK

Ф.: Хотите сказать, что физики подобные задачи пытались решать, работая на третьем уровне?

 А.: Да. Физиками на этом, более фундаментальном уровне, были получены основные уравнения статистической механики Гиббса


 

,                а.

[Hr] = 0,                        б.

,              в.

,     г.

 




                                                                                                          (41)




матричной механики

,                     

                ,                   (42)

          ,     ,

а также волновой механики

                          а.       ,

                                б.       ,                                                (43)

                                в.       ,

где r – плотность вероятности Гиббса;  Н – гамильтониан;  qp –обобщенная координата и импульс;  – матрица координаты и импульса;  S – плотность вероятности Гамильтона-Якоби;  y– волновая функция.

Ф.: А как Вы можете доказать, что все эти основные уравнения теоретической физики, действительно получены с целью доказательства основных уравнений эмпирической физики (26)-(28) и (29)-(39)?

А.: При составлении схемы №2

                                                                                                            Схема №2





+

+

+

+

, ,



                                  (44)

,         (41,в)


 (41,г)        


?

 (45)

 (46)

                                         (47)


                                         (48)


?

были систематизированы основные результаты, полученные Гиббсом в области термодинамики и статистической механики. При составлении этой схемы был учтен факт о том,  что целью Гиббса при получении уравнения (41) статистической механики было получение уравнений (45), (46) и (47), (48), являющихся доказательством для соответствующих уравнений технической и химической термодинамики. Также был учтен и тот факт, что основной целью Гиббса было получение уравнения, на основе которого можно было уточнить природу уравнений теории химического равновесия (44). Но, как известно,  Гиббс свою программу в этом отношении оставил потомкам в незавершенном виде.

Ф.: Вы думаете, что несмотря на это, на основе анализа его результатов можно понять, что главной целью Гиббса было объединение  основных результатов теоретической и эмпирической физики, хотя бы в области, в котором уравнение Гамильтона (40) решается для  




 

b) N частиц движущихся  хаотично, не подчиняясь внешним силам?

 



А.: Да. Для того, чтобы убедиться, что основные уравнения волновой механики также были получены с целью обоснования основных уравнений, ранее полученных в области эмпирической физики, можно обратить внимание на факты о том, что Шредингер вначале уравнение (43,в) получил для доказательства соотношения 

                            ,                                      (49)

        ,                                              (50)

полученные Бором и де Бройлем с целью описания опытных данных, и только потом учел тот факт, что между этим уравнением (43,в) и уравнениями теории Гамильтона-Якоби (43,а), (43,б) имеется глубокая связь.

Ф.: В этих фактах содержится идея, что к уравнению Шредингера (43,в) также как и к уравнениям (43,а), (43,б) можно относиться как к уравнению, полученному из решения уравнения Гамильтона (40) для 




 

a) N упорядоченно  движущихся  частиц,      подчиненных связям внешних сил?

 



А.: Да. К тому же в этих фактах еще имеется начало для результатов, которыми далее можно пользоваться для доказательства того, что к уравнениям Максвелла (26) можно относиться как к уравнениям, являющихся следствием решения уравнения динамики (18) и (40) для N-подчиненных связям частиц.

Ф.:  Вы полагаете, что получение волнового уравнения  (43,в) на основе решения уравнения (40)  является достаточным основанием для доказательства того, что уравнение Максвелла (26) также является решением уравнения (40) для N- частиц?

А.: Да, что это действительно так, изложено в статье №11, 20,22.   

Ф.: А как можно убедиться, что основные уравнения матричной механики (42) также получены с целью обоснования основных уравнений эмпирической физики?

А.: Как известно, Гейзенберг к основным идеям матричной механики пришел, работая в области квантовой теории взаимодействия веществ с излучением, в частности, с уравнениями квантовой теории дисперсии. При этом он обратил внимание на тот факт, что основные уравнения этих теорий, полученные с целью описания опытных данных, служат для взаимосвязи между наблюдаемыми величинами, таких, как частота излучения, интенсивность, тогда как уравнение динамики Гамильтона – для взаимосвязи таких ненаблюдаемых величин как время t и координата , импульс .

Ф.: Вы думаете, что Гейзенберг, имея ввиду этот факт, поставил перед собой задачу на базе возможности основных идей принципа соответствия Бора видоизменить уравнение классической динамики (40), таким образом,  чтобы оно привело к уравнениям новой квантовой динамики, написанных для взаимосвязи наблюдаемых величин?

А.: Да. На этом пути исследования были получены уравнения (42).

Ф.: Итак, Вы хотите сказать, что современное состояние физики таково, что в ней уже удалось получить доказательства  уравнений эмпирической физики (27) и (28), однако, из-за того, что все еще не получено корректное доказательство уравнений (29)-(32), в рамках возможности которых делается попытка учета роли природы взаимодействующих частиц, основная цель программы теоретической физики продолжает оставаться не совсем завершенной?

А.: Да.

Ф.: В основном, из-за того, что до сих пор удовлетворительно не понята природа уравнений (41), (42), (43)?

А.: Да, поэтому до сих пор на основе анализа этих уравнений не получены уравнения, которые могут служить доказательством уравнений (29)-(32) в таком аспекте, чтобы получили свою интерпретацию входящие сюда константы.

Ф.: Получается, что из-за этих причин основа физики продолжает оставаться в незавершенном состоянии, чтобы стать основой материалистической теории познания?

А.: Да.

Ф.: А что Вы можете сказать о ценностях основных уравнений теории относительности? Насколько мне известно, основные результаты этой теории также были получены с целью сравнения основных результатов, полученных в областях эмпирической и теоретической физики?

А.: Да, это так. Основные результаты этой теории были получены на основе сравнительного анализа уравнений теоретической физики (18), (51) и эмпирической физики (26), (52) (схема №3)

Схема №3

                  (51)

                        (18)

 

 

(26)

 
 

        (52)    


 Как было сказано выше, при получении основных уравнений теории частиц (41), (42), (43) ставилась цель– получить уравнения, служащие доказательством основных уравнений эмпирической физики (26)-(28) и (29)-(39). Как известно, основные результаты квантовой механики были получены именно на этой основе. А в рамках теории поля, когда анализируется взаимосвязь основных уравнений теоретической и эмпирической физики (18), (51) и (26), (52), такая цель не ставится. Наоборот, сравнительный анализ этих уравнений проводится только для того, чтобы сделать вывод о том, что уравнение Максвелла (26) удовлетворяет уравнению преобразования Лоренца (52) так же, как уравнение Ньютона (18) удовлетворяет уравнению преобразования (51). Известно, что основные результаты теории относительности были получены на этой основе.

Ф.: Тем не менее, несмотря на такое существенное различие в способах получения основных результатов квантовой механики и теории относительности, далее полагают возможным объединение этих теорий. Как Вы относитесь к такому факту? Не кажется ли Вам, что в этих результатах есть некоторые моменты, которые вызывают сомнение?

А.: Да, Вы правильно заметили, то, что обычно физики пытаются совместно анализировать результаты квантовой механики и теории относительности, мне также кажется весьма сомнительным шагом, поскольку основные результаты этих теорий были получены из различного сопоставления основных уравнений теоретической и эмпирической физики. Например, если в рамках возможности теории частиц для получения уравнения, могущего быть доказательством для уравнений (26)-(39), с помощью преобразования основных уравнений динамики (40), пытаются исключить как временные, так и пространственные координаты из дальнейшего использования, то в рамках возможности теории поля, наоборот, за счет сравнения основных уравнений теоретической и эмпирической физики (18) и (26) обобщают представления о пространственно-временных координатах. 

Ф.: Хотите сказать, что из двух альтернативных идей, которые лежат в основе сопоставления основных уравнений теоретической и эмпирической физики, обе не могут быть правильными?

А.: Да. На мой взгляд, то, что до сих пор параллельно сосуществуют обе эти взаимоисключающие представления, является следствием того, что  задача по объединению основных результатов теоретической и эмпирической физики, успешно не завершена.


§4

 Ф.: Если я правильно понял, Вы имея цель завершить разработку основы научной теории познания, исходите из первоначальных идей, изложенных в трудах философов?

А.: Да, мне удалось понять, что смысл задачи, которая должна быть решена для разработки основ теории познания, уже давно решена в трудах философов, когда они начали осознавать, что для этого должен быть приведен в порядок


 

золотой фонд интеллектуального достижения человечества

 


примерно так, как это предполагается при составлении схемы №1. Затем я исходил из идей, что основополагающие результаты с целью решения задач такого рода содержания, впервые удачно получили математики при разработке основ  математического анализа и его подразделов, таких как алгебраическая геометрия, арифметическая геометрия, алгебраическая кинематика и арифметическая кинематика.

После чего удалось осознать, что далее этот путь был развит в трудах физиков. Они получили весьма ценные результаты как в области теоретической физики, так и эмпирической физики.  Физики продолжая свои исследования, столкнулись с огромными трудностями с того времени, когда возникла необходимость по объединению этих результатов, полученных в теоретической и эмпирической физике.

Ф.: В таком случае надо полагать, что главная суть того, что сделано Вами  как новое, сводится к завершению решения данной задачи?

А.: Да. При решении этой части задачи я вначале с помощью схемы №4

Схема №4




динамика



алгебраическая и арифметическая кинематика



алгебраическая и арифметическая геометрия



арифметика, алгебра




систематизировал те результаты, которые до сих пор были получены в математике, и которые являются наиболее ценными и бесспорными из всего того, что было получено в этой науке.

Ф.: Хотите сказать, что при таком  подходе к решению основной задачи научной философии, далее нетрудно было заметить, что для завершения разработки основ научной теории познания должно быть успешно завершено решение проблемы по объединению основных уравнений теоретической и эмпирической физики?

А.: Да. С другой стороны, это означало, что для решения такой задачи, природа основных уравнений, полученных в теоретической физике (41)-(43), должна быть интерпретирована в таком аспекте, чтобы на их основе можно было бы получить решение, могущее служить доказательством для основных уравнений эмпирической физики.

Ф.: Надо полагать, что Вами такие задачи решены?

А.: Да. Как было уже указано, при анализе структурной особенности схемы №2, еще самим Гиббсом на основе уравнений теоретической физики (41,в), (41,г) были получены уравнения (45), (46) и (47), (48), могущих служить доказательством  для соответствующих уравнений технической и химической термодинамики. Но его программа по объединению основ теоретической и эмпирической физики тогда оставалась не совсем завершенной из-за того, что ему самому, опираясь на уравнения  (41,в), (41,г), не удалось получить уравнение, которое могло бы служить доказательством для уравнения теории химического равновесия (44). Поэтому, имея в виду все это, я в своем стремлении пытался несколько по-иному интерпретировать понимание природы уравнения Гиббса (41) в таком аспекте, чтобы далее на его основе можно было бы получить решения, могущие служить доказательством для уравнения (44), которое характеризует взаимосвязь таких наблюдаемых величин, как концентрации nA, nВ, n  и свободная энергия взаимодействия  . Мне удалось достичь эту цель, когда осмелился уточнить понимание природы алгебры и арифметики. Как об этом было сказано, задачу по выяснению происхождения  природы алгебры и арифметики пытался решить еще Платон и Аристотель. Им казалось, что если  с самого начала правильно будет понята природа алгебры и арифметики, то далее на их основе можно будет решить задачи других частных разделов науки. Однако, как известно, эту задачу тогда не удалось решить, поэтому есть основания предположить, что дальнейшие трудности возникли из-за этого.

Ф.: Надо полагать, что Вам задачу по уточнению понимания природы алгебры и арифметики удалось решить именно в таком аспекте, что это привело к новому пониманию природы уравнения Гиббса (41)?

А. Да, это стало возможным после того, как из результатов, учтенных при составлении схемы №4, были получены результаты, используемые при составлении схемы №5.

Схема №5

                       


 

алгебраическая и 

арифметическая 

геометрия      

 
 

алгебраическая и арифметическая 

кинематика 

 
 


арифметика,

алгебра         


 
                                                           (41,а)

                                                          

[Hr] = 0                  (41,б)            

                                                                           (41,в)

                                                           (41,г)

  (53)

   (54)


При составлении этой схемы был учтен тот факт, что арифметика является разделом науки, которая возникла при взаимодействии людей с окружающим их миром, т.е. при подсчете дискретных, следовательно, конечных чисел множеств.

Ф.: Хотите сказать, что именно такой подход к пониманию природы арифметики, дал возможность по-новому понять природу основных разделов математического анализа?

А.: Да. Далее, на этом пути удалось по-новому понять природу уравнений (41) и все это привело к получению уравнений (53), (54), на основе которых удалось найти доказательство для уравнений (29)-(32), полученных в рамках возможности эмпирической физики.

Ф.: Таким образом, хотите сказать, что все это дало возможность успешно завершить программу Гиббса по объединению результатов теоретической и эмпирической физики?

А.: Думаю, что да.

Ф.: Теперь мне хотелось бы знать, в чем сущность Вашего вклада в понимание природы основных уравнений волновой механики (43)?

А.: Заметим, при составлении схемы №4 учтен факт о том, что объектом анализа арифметики является 




 

конечное число N-абстрактных множеств.

 


Поэтому, далее, учтен факт о том, что объектом исследования арифметической геометрии и арифметической кинематики являются




 

бесконечное число геометрических точек

 



 

бесконечное число кинематических точек.

 
и


Ф.: Вы полагаете, что именно такое понимание природы основных уравнений алгебры и арифметики, алгебраической и арифметической геометрии, алгебраической и арифметической кинематики далее дали возможность по-новому понять природу основных уравнений алгебраической физики (41)?

А.: Да, для того, чтобы уравнения (53), (54), полученные как следствия из уравнений алгебраической физики (41), имели смысл уравнений арифметической физики были внесены уточнения в размерность абстрактного пространства, которую в свое время Гиббс использовал при переходе от уравнения динамики (40) к основным уравнениям классической статистической механики Гиббса (41).

Если Гиббс пользовался размерностью абстрактного пространства, равной 2N+1, то для того, чтобы уравнения арифметической физики (53) и (54) имели физический смысл для обычного трехмерного пространства приходилось  уточнять  размерность на 6N+1.

Ф.: Хотите сказать, также аналогичным образом пришлось внести уточнения в понимание природы основных уравнений волновой механики (43) ?

А.: Да, для того, чтобы  решения вида (55)-(56) (схема №6),

Схема №6


 


арифметика, 

алгебра           

 
                                   


 

алгебраическая 

кинематика       

арифметическая 

кинематика 

 
                                                          (43а)        


 

алгебраическая  

геометрия       

 арифметическая 

геометрия      

 
                                                                    (43б)         

                                                                   (43в)

          (55) 

        (56)


полученные из анализа уравнений алгебраической физики (43а)-(43в), имели смысл уравнений арифметической физики, были сделаны предположения о том, что размерность абстрактного пространства, использованная при переходе от уравнения динамики (40) к уравнениям исследуемой классической статистической механики Гамильтона-Якоби (43,а) равна (3N+1).

Ф.: Таким образом, Вы полагаете, что в рамках возможности нового подхода природу уравнения теоретической физики (43,а)-(43,в) удается понять по новому в таком аспекте, что далее на основе их анализа удается получить решения вида (55), (56), на основе которых корректно удается учесть число и природу N частиц (электронов), подчиненных связям внешних сил?

А.: Да, причем эти же результаты являются доказательством того, что по этой линии также получены результаты, доказывающие возможность объединения уравнений теоретической и эмпирической физики. Заметим,  новые идеи позволяют принять основные уравнения


 

классической статистической механики Гиббса

 
                                                                                                (55)



 

классической статистической механики 

Гамильтона-Якоби-Шредингера

 
и

                                                                                                        (56)


за основные уравнения 


 

механики  сплошных сред,

 
                                                                                                        (57)


тогда как уравнения вида (53), (54) и (55), (56), полученные на основе их анализа принять за основные уравнения


 

механики  дискретных сред.

 
                                                                                                          (58)

С другой стороны, нетрудно понять целесообразность принятия уравнений (53), (54) за основные уравнения


 

квантовой статистической механики Гиббса

 
                                                                                                          (59)


 

квантовой статистической механики

Гамильтона-Якоби-Шредингера 

 
тогда как уравнения (55)-(56) можно принять за основные уравнения 

                                                                                                          (60)


Ф.: Да?

А.: Таким образом, возникает возможность систематизировать  все эти результаты  с помощью схемы

Классическая динамика типа (a)

Классическая динамика типа  (b)

Классическая статистическая 

механика   типа    (a)

(Гамильтон-Якоби-Шредингер)

Классическая статистическая 

механика   типа    (b)

(Гиббс)

Квантовая статистическая

механика   типа     (a)

Квантовая статистическая

механика  типа      (b)

Взаимосинтез основных результатов квантовой статистической механики типа (a) и (b)

При составлении этой схемы учтен факт, что результаты, имеющие наиболее общий характер в физике, можно получить на основе интерпретации природы уравнения квантовой статистической механики типа (b) на основе результатов, полученных в квантовой статистической механике типа (a).

Ф.: Хотите сказать, что с получением таких результатов теорию многих частиц можно полагать завершенной, хотя бы в принципиальной части?

А.: Да. Теперь главная проблема сводится к использованию таких результатов при решении конкретных задач, например, в таких областях каковыми являются








 

теория взаимодействия веществ с веществом,

 


 

теория взаимодействия веществ с излучением,

 


 

теория взаимодействия веществ с фононами.

 





Ф.: Вы полагаете, что на основе уравнений, полученных с использованием  (53), (54) и (55), (56) удается усовершенствовать и уточнить решения всех тех задач химической и физической кинетики, до сих пор при решении которых была использована возможность уравнений вида (29)-(32).

А.: Да, причем удается убедиться, что таким образом  полученные уравнения более полно объясняют природу причинно-следственной зависимости не только при решениях задач самой физики и физической химии, а также при решениях задач физико-химической и молекулярной биологии, психологии и социологии.

Ф.: Теперь мне хотелось бы знать, что дают новые результаты для понимания природы основных уравнений матричной механики и теории относительности?

А.: Как на это уже было указано, основной целью физиков при разработке основ матричной механики было видоизменение основного уравнения классической динамики (40) таким образом, чтобы получить новые уравнения «квантовой динамики» (42). При этом предполагалось, что если уравнение (40) написано для взаимосвязи таких ненаблюдаемых величин, как , то новое уравнение (42) написано на языке матриц координат q и матриц импульса р, которые предполагаются наблюдаемыми.

Заметим, эта цель по преобразованию уравнения Гамильтона (40) в уравнение, выведенное для взаимосвязи  наблюдаемых величин более лучше реализуется при получении основных уравнений статистической механики Гиббса и волновой механики при получении решения (53)-(56). Поэтому есть все основания предположить, что этим самым доказывается возможность упразднения результатов матричной механики из рядов фундаментальной теории физики.

А.: А что дают новые результаты для понимания природы основных уравнений теории относительности?

А.: Как на это было уже указано, для того, чтобы получить основные уравнения квантовой статистической механики вида (53)-(56) вначале уравнение Гамильтона решают для N неподчиненных и подчиненных связям внешних сил частиц, получая при этом уравнения (41,а) и (43,а). Далее, при переходе от них к уравнениям (41,б)-(41,в) и (43,б)-(43,в) вначале из дальнейшего использования удается упразднить ненаблюдаемое t, а затем при переходе же от этих уравнений к уравнениям вида (53)-(56) – и ненаблюдаемые .

Как известно, при получении же основных результатов теории относительности, поступают совсем  противоположным образом. Как, например, при составлении схемы №3 основные результаты теории относительности получают при предположении, что основные уравнения электродинамики Максвелла имеют такой же статус, как и уравнение классической динамики Ньютона (18). Именно на основе такого предположения было сделано обобщение понятий пространства и времени в кинематике Галилея (51), в понятии пространства и времени кинематики Лоренца (52).

Ф.: Хотите сказать, что есть все основания усомниться в истинности обобщения понятия пространства и времени так, как при выдвижении основных идей теории относительности?

А.: Да, потому что уравнение Максвелла (26) не является уравнением такой же фундаментальной важности каковым являются уравнение Ньютона (18).  

Как известно, уравнения Максвелла (26), также как и уравнения технической и химической термодинамики, были получены на основе анализа опытных данных, и поэтому как уравнения эмпирической физики нуждаются в своих теоретических обоснованиях. Попытка решения задач такого рода содержания изложены в дальнейших статьях.


Категория: ОСНОВЫ АЛГЕБРАИЧЕСКОЙ И АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 
Назад Вперед